Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ В МИРЕ IT!

4 декабря – День информатики в России!

19 сентября - день рождения смайлика

19 сентября 1982 года профессор Университета Карнеги-Меллона Скотт Фалман впервые предложил использовать три символа, идущие подряд — двоеточие, дефис и закрывающую скобку, для обозначения «улыбающегося лица» в тексте, который набирается на компьютере.

Подробнее >>

4 апреля - Всемирный День Интернета

Начиная с 1998 года, празднуется Всемирный День Интернета, который санкционирован Папой Иоанном Павлом II.

Подробней >>

Выдавать глобальные идеи - это удовольствие. Искать маленькие программные ошибки - вот настоящая работа.

                                               В раздел юмора

ИНФОРМАЦИОННАЯ  ЦИВИЛИЗАЦИЯ

                              Целевая аудитория     >> 

Реализация проекта внедрения электронных учебников в школе


Новый закон об образовании предоставляет российским школам право полного перехода на электронные учебники. Библиотечные фонды превращаются в своеобразные медиацентры (электронные школьные библиотеки), укомплектовываются электронными учебными изданиями и пособиями. Электронные учебники (ЭУ) и электронные образовательные ресурсы (ЭОР) становятся одним из главных компонентов школьной информационной образовательной среды.

Эффективная организация учебного процесса с использованием ЭУ требует овладения участниками процесса новыми компетенциями и их активное использование в совокупности с современными формами и методами обучения.

На волне массовых апробаций использования ЭУ не все еще четко понимают, как получить наилучший результат. На что обратить внимание, чтобы ощутить не только экономическую выгоду замены бумажных учебников, существенную разницу в весе портфеля и сам факт наличия ЭУ в классе, но и по-новому организовать учебный процесс, основанный на преподавании и обучении 21 века.

Хотя роль органов управления образования критична  по отношению к эффективному использованию региональных средств, созданию условий внедрения ЭУ и тиражирования успешного опыта на уровне региона, все повествование будет сделано с упором на прикладной характер проектов, т.е. их реализацию на уровне школы.

Итак. Важными элементами внедрения ЭУ является комплексность и системность подхода к проекту и ориентация на всех участников образовательного процесса школы. Для упрощения можно выделить два вектора работы по проектам внедрения ЭУ:

Анализ компетенций, необходимых  всем участникам проекта и выбор моделей  работы для школы или класса.

Формирование этапов внедрения проекта ЭУ, от определения необходимых компонентов процесса (план проекта ЭУ, требования к созданию инфраструктуры и участникам, повышение квалификации, мониторинг и оценка эффективности) до сопровождения и развития проекта.

В данной статье предлагаем рассмотреть оба этих вектора.

Оглавление:
1. Компетенции участников внедрения проекта электронных учебников и модели работы
1.1 Компетенции и варианты профессионального развития
1.2 ИКТ-ориентированные образовательные методики
2. Этапы внедрения проекта электронных учебников в школе
2.1 Основные этапы проекта внедрения ЭУ в школе
2.2 Основные требования к инфраструктуре и программному обеспечению в школе
2.3 Условия для высокой эффективности проекта
2.4 Рекомендованное оборудование для учителей и учеников
2.5 Мониторинг
2.6 Сопровождение и развитие проектов внедрения ЭУ
3. Используемые источники
4. Авторы
5. Электронные учебники в школе (Видео)
1. Компетенции участников внедрения проекта электронных учебников и модели работы
1.1 Компетенции и варианты профессионального развития

Эффективная работа по использованию ЭУ в учебном процессе требует определенного уровня ИКТ компетенций от всех участников процесса.
Главная роль отводится администрации школы, которая принимает решение, каким образом будет реализован проект и предоставляет все необходимые ресурсы для его начала.
К числу участников, полностью вовлеченных во все этапы внедрения и использования ЭУ, относятся: 1) технические специалисты 2) библиотечные работники 3) учителя.
В большинстве ИКТ проектов стартовым этапом внедрения является ИКТ подготовка участников. Но встает вопрос, чему учить, какие компетенции необходимы в данном случае? Рассмотрим их подробнее.
Техническим специалистам и школьным администраторам требуется выполнять ряд задач, связанных с организацией процесса  использования различных ЭУ и ЭОР в масштабах отдельных классов или школы.

К их компетенциям относятся:
    Установка и управление программным обеспечением по дистрибуции ЭУ на устройствах с разными программными платформами;
    Организация системы доступа к ЭУ и ЭОР на сервере и администрирование пользователей;
    Поддержка работоспособности сервера и локальной сети;
    Установка обновлений и дополнительного ПО, необходимого для работы ЭУ;
    Работа с системами управления учебным процессом в ИОС класса и школы;
    Умение диагностировать технические проблемы при использовании ЭУ различных типов и решать их.

Педагогам и библиотечным работникам  которые напрямую работают с учениками, кроме основных базовых ИКТ-компетенций, которыми они должны владеть по умолчанию, необходимо наличие дополнительных навыков, связанных именно с их ролью на этапе внедрения ЭУ в школы.

Базовые компетенции включают:
    Базовую компьютерную грамотность, т.е. знание офисных прикладных программ (текстовых редакторов, электронных таблиц, программ для подготовки презентаций и пр.)
    Владение приёмами организации личного информационного пространства и графическим интерфейсом операционной системы
    Владение базовыми сервисами и технологиями сети Интернет
    Владение приемами подготовки методических материалов и рабочих документов средствами офисных технологий

Дополнительные компетенции являются требованием времени. В связи со вступлением в силу с 1 сентября 2013 года нового № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» изменяются требования к ИКТ-компетентности библиотекарей в связи с внедрением новых форм ведения библиотечных каталогов, библиотечного учета, коммуникаций с читателями.

Библиотечные  работники в рамках школьных проектов могут решать задачи дистрибуции ЭУ на компьютеры учеников, консультирования их по вопросам использования ЭУ, правилам работы с ними, сроками их работоспособности и пр.

Кроме этого, к их умениям должны относиться:
    Владение правовыми аспектами использования информационных ресурсов сети Интернет в образовании;
    Преобразование и представление информации в эффективном для решения; конкретных задач виде, составление собственного материала из имеющихся источников;
    Формирование собственного цифрового портфолио;
    Навыки работы в виртуальном информационном пространстве;
    Администрирование фондов ЭУ и работа с электронными каталогами;
    Использование различных приложений и программных продуктов для автоматизации своего рабочего места.

Достаточно обширный объем навыков для работников, которые некоторое время были в тени. Тем более программам их профессионального развития  по использованию  ИКТ в своей деятельности долгое время  не уделялось достаточного внимания.

Перечень дополнительных компетенций педагогов еще шире. Учитель также должен  уметь работать с ЭУ и различными ресурсами, которые они содержат, владеть технологиями и приемами работы, связанными  с использованием ЭУ, ориентироваться на изменяющиеся условия образовательной среды.

В примерный перечень содержания компетентности педагога входят следующие умения:
    Эффективная навигация и организация эффективного поиска ресурсов и информации в ЭУ добавление закладок
    Работа в режиме интерактивного взаимодействия с компонентами ЭУ (рабочие тетради, интерактивные задания, тесты и пр.
    Работа с демонстрациями и мультимедийными объектами
    Сохранение фрагментов заданий и необходимых ресурсов ЭУ

    Использование инструментов накопления дополнительных ресурсов в среде ЭУ, если она (среда) это позволяет;
    Разработка ресурсов для урока  в интерактивной мультимедийной среде моделирования (при наличии таковой в ЭУ).

Помимо этого, учитель должен уметь:

    Планировать и организовывать обучение в модели «1 ученик: 1 компьютер, поскольку ученики работают с ЭУ индивидуально на своем устройстве;
    Использовать системы управления учебным процессом в классе;
    Владеть методиками и приемами современных педагогических технологий (смешанное обучение, дистанционное обучение, проектный подход и пр.).

1.2 ИКТ-ориентированные образовательные методики

Тренды развития современных образовательных технологий актуальны и хорошо вписываются в проекты внедрения ЭУ, подчеркивая их преимущества и давая возможности расширения их дополнительными образовательными ресурсами. Примерами подобных технологий, которые могут использоваться в комплексе с проектами внедрения ЭУ являются:
    Мобильное обучение «1 ученик: 1 компьютер». Дает возможность возможность получать доступ к электронным учебникам ученикам на их индивидуальных персональных устройствах;
    Дистанционное обучение. Позволяет организовать дистанционное взаимодействие учителя и ученика при решении учебных задач;
    Смешанное обучение. Позволяет совместить процесс очного обучения в классе с онлайн обучением,  что наиболее подходит к использованию ЭУ, включая модель перевернутого класса. Модель перевернутого класса предполагает самостоятельное изучение учебного материала учениками до урока, например дома. Урок же в свою очередь становится практическим. Учитель больше времени уделяет работе с учениками, в том числе индивидуальной работе;
    Использование систем управления учебным процессом (LMS), предоставляющие учителю возможность эффективной организации  обучения в классе. Например, система управления классом из пакета Intel® Education Software;
    Облачные технологии. Ученики и учителя используют различные сетевые сервисы, являющиеся частью ИОС школы. Использование облачных сервисов в школах позволяет решить задачи лицензионного ПО, организовать персональные среды учеников и учителей, а также активно организовывать совместную работу при использовании ЭУ.

Применение ЭУ в образовательном процессе в сочетании с такими компонентами ИОС, как системы управления обучением и управления образовательным контентом, может  дополнительно обеспечивать:
    Управление учебным процессом за счет взаимодействия мобильных устройств учащихся и учителя, а также с другими средствами обучения на базе ИКТ;
    Организацию индивидуальной поддержки каждого ученика на основании информации о результатах его продвижения по учебному материалу;
    Организацию сетевого взаимодействия участников для формирования навыков учебного сотрудничества, коммуникативной компетентности.

Электронный учебник, как и бумажный, является индивидуальным инструментом каждого ученика. Важнейшим условием бесперебойной работы с электронным учебником является возможность его использования без подключения к интернету, особенно при одновременном индивидуальном работе с ЭУ каждого ученика в классе. Система  дистрибуции «Азбука» позволяет работать с ЭУ в оффлайн-режиме и легко интегрируется в ИОС школы. В то же время, если интернет есть, ЭУ автоматически обновляется, а на сервер отправляются результаты тестов и контрольных работ.

2. Этапы внедрения проекта электронных учебников в школе

Мы остановимся на основных этапах внедрения проекта ЭУ, от определения необходимых компонентов процесса (план проекта ЭУ, требования к созданию инфраструктуры и участникам, повышение квалификации, мониторинг и оценка эффективности) до сопровождения и развития проекта.

Учитывая, что проект  внедрения ЭУ требует активного вовлечения всех участников, необходима  его тщательная подготовка и планирование, а все этапы его реализации должны быть четко согласованы, если не сказать регламентированы.

2.1 Основные этапы проекта внедрения ЭУ в школе

Проект внедрения ЭУ в школе включает в себя следующие основные этапы:

  •     определение целей, задач и содержания проекта;
  •     формирование рабочей группы по внедрению ЭУ;
  •     оценка степени готовности учителей к использованию ЭУ и новых подходов в обучении;
  •     выбор учителей, учащихся и моделей использования ЭУ;
  •     разработка организационно-методической документации проекта;
  •     комплексное решение по оснащению учебного процесса персональными устройствами, включая создание инфраструктуры внутри школы;
  •     оснащение учащихся и учителей мобильными и планшетными компьютерами с учетом их совместимости для организации совместной работы в классе;
  •     разработка плана внедрения в ближней, средней и дальней перспективе.

В плане внедрения обязательно предусмотреть:

  •     проведение установочного семинара с коллективом ОУ;
  •     организация обучения учителей по программам повышения квалификации по использованию ЭУ в модели обучения «1 ученик-1 компьютер»;
  •     проведение информационно-методических семинаров в ходе реализации проекта;
  •     проведение открытых мероприятий и уроков с использованием ЭУ;
  •     организация повышения квалификации учителей по программам обучения, где результатом обучения будет овладение дополнительными ИКТ компетенциями для эффективной работы с ЭУ, в соответствии с перечнем содержания компетентности педагога, указанных в предыдущей статье;
  •     организация методического сопровождения участников проекта;
  •     организация мониторинга эффективности проекта с целью определения влияния использования ЭУ на развитие предметных и метапредметных образовательных результатов учащихся, ИКТ компетенции учителей;
  •     выработка итоговых рекомендаций к методике применения ЭУ в школе;
  •     разработка методических рекомендаций для учителей по использованию ЭУ в учебном процессе;
  •     подведение итогов проекта внедрения и распространение (тиражирование) опыта.

2.2 Основные требования к инфраструктуре и программному обеспечению в школе

Для успешной реализации проекта определены основные требования к инфраструктуре и программному обеспечению (ПО) в школе:

  •     Наличие информационно-образовательной среды;
  •     Наличие информационно-библиотечного центра с рабочими зонами, оборудованными медиатекой и подключенного к системе дистрибуции, которая в дальнейшем станет центром электронной библиотеки и позволит школе перейти  на новый уровень развития единой информационно-образовательной среды;
  •     Достаточный уровень оснащения средствами ИКТ (достаточное количество мультимедийных проекторов и/или интерактивных досок, широкополосный канал связи, беспроводная сеть);
  •     Наличие мобильных компьютерных классов, индивидуального доступа к учебному контенту и компьютеру для учащихся во время самоподготовки;
  •     Доступ в интернет для участников (на компьютерах в ОУ и\или в домашних условиях).

    Наличие ПО:

  •         Линеек электронных учебников по различным предметам.
  •         Системы дистрибуции “Азбука” для получения контента и естественной интеграции электронной библиотеки в учебный процесс учителей и учеников, сбора информации об использовании электронных учебников и пособий для дальнейшего совершенствования образовательного процесса. Система позволяет организовать эффективное сотрудничество образовательных учреждений с издательствами в части приобретения электронного контента и обеспечивает рациональное использование и контроль за ЭУ.
  •         Системы управления учебным процессом в классе - позволяющей преподавателю использовать электронный учебник, контролировать процесс обучения, организовать индивидуальную, групповую и фронтальную работу, одновременно проводить диагностику усвоения учебного материала и многое другое.

Какой бы ни был выбран комплекс из форм и моделей обучения, ЭУ - это прежде всего индивидуальный цифровой инструмент ученика на любом уроке. Поэтому, при внедрении ЭУ модель мобильного обучения «1 ученик: 1 компьютер» автоматически ложится в основу всего образовательного процесса.

Более того, для учителя ЭУ на уроке - это современный образовательный инструмент, позволяющий не только повысить мотивацию обучения, но и способствовать высокому уровню усвоения материала. При использовании ЭУ и любых дополнительных ЭОР данная возможность появляется при наличии системы управления классом, о которой речь шла выше. Использование данной системы позволяет педагогу, находясь на своем рабочем месте, оперативно взаимодействовать не только со всем классом, но и индивидуально с каждым учеником: наблюдать за работой, получать обратную связь, оказывать помощь обучающемуся, управляя рабочим столом устройства ребенка. Учитель может использовать ее для создания собственных тестов, организации процесса тестирования во время урока с возможностью наглядного представления результатов выполненного теста учащимися. Также педагог имеет возможность в любой момент урока заблокировать работу с компьютером конкретного ученика (что становится крайне актуально при наличии у каждого своего персонального носителя ЭУ), если ученик занимается на компьютере не относящимися к уроку действиями или чтобы сконцентрировать его внимание на своем объяснении.
 
2.3 Условия для высокой эффективности проекта

Эффективность проекта будет значительно выше, при выполнении следующих условий:

  •     Готовность школы к внедрению инноваций, наличие у коллектива опыта; инновационной педагогической деятельности, подтверждением чего могут служить победы в национальных проектах, участие в конкурсах по использованию средств ИКТ в учебном процессе, публикации и прочее;
  •     Заинтересованность администрации школы и преподавателей в участии в проекте;
  •     Обязательное наличие основных базовых ИКТ компетенций у всех участников.

В зависимости от степени готовности педагогических кадров школы к использованию ЭУ и новых подходов в обучении необходимо продумать траектории обучения участников проекта.

Не секрет, что для организации учебного деятельности по-новому всем участникам проекта внедрения необходимо постоянно повышать свою квалификацию в различных областях. Помимо курсов повышения квалификации, организованных на региональном и федеральном уровнях, широкие возможности для профессионального развития предоставляет корпорация Intel, образовательные инициативы  которой позволяют овладеть новыми компетенциями, современными педагогическими технологиями и приемами. Обучение доступно по образовательным  программам  Intel® «Обучение для будущего»  и  “Учимся с Intel®”, и на дистанционных курсах программ.

Также педагогам доступны разнообразные инструменты портала Образовательной Галактики Intel®, такие как ежегодные практико-ориентированные онлайн конференции, обмен опытом между новичками, коллегами-новаторами и экспертами сообщества, дистанционные курсы профессионального развития:

  •     «Методические аспекты организации учебной деятельности с электронными учебниками в инновационных моделях обучения»;
  •     «Образовательная среда 1 ученик: 1 компьютер»;
  •     “Использование систем управления классом при работе в открытой образовательной среде”;
  •     Метод проектов;
  •     Методы оценивания в классе 21 века;
  •     Методы сотрудничества в классе 21 века;
  •     Модель «1 ученик: 1 компьютер»: мотивация учащихся.

2.4 Рекомендованное оборудование для учителей и учеников

При решении вопросов технического оснащения следует рассматривать только мобильные устройства (носители ЭУ), которые на сегодняшний день являются наиболее перспективными для воспроизведения ЭУ. Помимо всего прочего, к ним относятся устройства, которые должны иметь разъем для USB/SD.

В целях внедрения ЭУ в данной статье остановимся на решениях, которые укомплектовываются системой управления классом (учительской и ученической версиями) из пакета ПО Intel ® Education Software, как доказавшие на практике свою эффективность.

Решения для учителей:

  •     Производительный ноутбук и ультрабук, включая системы-трансформеры 2-в-1 с операционной системой Windows;
  •     Стационарный компьютер типа All in One (Все в Одном) в классе, при условии наличия или открытого доступа педагога к ноутбуку для гибкой работы во внеурочной деятельности, а также подготовки к уроку дома или в школе;
  •     Лицензия на подключение к системе дистрибуции для получения и работы с ЭУ.
  • Наличие ОС Windows позволяет учителю работать с ЭУ и другими материалами в привычном интерфейсе.

Решения для учеников:

  •     Школьный компьютер-трансформер Intel® classmate PC с поворотным сенсорным экраном;
  •     Школьный планшетный компьютер - трансформер 2-в-1 с отстегивающейся клавиатурой (Intel® Education 2-in-1);
  •     Ноутбуки и ультрабуки, включая системы-трансформеры 2-в-1, выпускаемые в рамках программы Intel® Education Solutions;
  •     Планшеты Intel® Education Tablet под управлением ОС Android. Но необходимо помнить, что отсутствие полноценной клавиатуры у любого планшета может ограничивать деятельность учеников по выполнению некоторых задач в соответствии с ФГОС;
  •     Лицензия на подключение к системе дистрибуции для получения и работы с ЭУ.

Перечень мобильных устройств представлен с учетом разработанных рекомендаций ФИРО по результату апробации электронных учебников в общеобразовательных школах РФ, где на программном и аппаратном уровнях подтвердилась потребность в многофункциональных возможностях мобильных устройств-носителей ЭУ.

2.5 Мониторинг

Организация мониторинга крайне важна для внедрения проекта, так как своевременная экспертиза и оценка результатов позволяет организовать управление проектом на высоком уровне.

В ходе реализации проекта необходимо не только проводить мониторинговые исследования для получения оценки использования ЭУ в учебной деятельности и определения влияния использования ЭУ на образовательные результаты учащихся, но и организовать систематическое отслеживание результатов исследований для своевременной корректировки педагогической и управленческой деятельности.

Направлениями мониторинговых исследований могут стать:

  •     Влияние на уровень компетенции и мотивацию учащихся содержания и разнообразия видов деятельности при использовании ЭУ на уроке или внеурочной деятельности;
  •     Влияние на уровень компетенции и мотивацию учащихся использования смешанных моделей обучения, дополнительных сервисов и инструментария;
  •     Мониторинг развития компетенций учителя при деятельностном обучении учащихся (рост самооценки учителя, рост авторитета педагога или его фасилитаторских качеств и др.);
  •     Оценка эффективности использования ЭУ с методической точки зрения и др.

2.6 Сопровождение и развитие проектов внедрения ЭУ

Сопровождение проекта внедрения ЭУ является одной из важных составляющих успешности данного процесса. Оно начинается на этапе запуска, с этапа подготовки образовательного учреждения, с повышения квалификации учителей и продолжается вплоть до этапа тиражирования результатов проекта. Это достаточно длительный процесс, охватывающий различные категории участников проекта. При этом, на этапе сопровождения  можно выделить следующие составляющие:

Использования ЭУ в образовательном процессе школы: в данном случае будет уделено особое внимание вопросам доступа к ЭУ и эффективному использованию его возможностей. Ведь внедрение ЭУ в информационно-образовательную среду школы позволяет повысить качество использования электронно-образовательных ресурсов, сделать процесс обучения не только личностно-ориентированным, но и деятельностным.

Использование ЭУ в педагогической практике учителя: особое внимание при организации сопровождения реализации данной составляющей должно уделяться повышению квалификации педагогов в вопросах использования ЭУ в учебном процессе, что позволяет учителям встать на новый уровень использования информационно - коммуникационных технологий, реализовать новые образовательные стандарты, научиться работать “по новому”.

Внедрение ЭУ в образовательный процесс класса: эффективное внедрение ЭУ в образовательный процесс школы во многом зависит от той модели, которую выбирает для себя ОУ. И здесь можно выделить следующие варианты:

   внедрение ЭУ на базе класса, в данном случае школа выбирает один опытно-экспериментальный класс, в котором на всех предметах используются ЭУ со всеми интерактивными приложениями. Для эффективной работы в данной модели необходимо иметь команду педагогов-предметников, готовых к внедрению и использованию современных образовательных технологий, работающих в экспериментальном классе
    внедрение ЭУ на базе предмета предполагает использование электронных учебников в рамках изучения конкретного предмета в разных учебных параллелях. Для реализации данного направления необходимо определить работу школьного методического объединения учителей-предметников, которые смогут разработать и внедрять план использования ЭУ на уроках.

При сопровождении данного направления может особое внимание уделяется разработке плана внедрения использования ЭУ в образовательном процессе школы в зависимости от той модели, которая выбрана школой.

Внедрение ЭУ в информационно-образовательную среду школы: организация сопровождения данной составляющей позволит составить необходимую схему для создания эффективной инфраструктуры ОУ для внедрения ЭУ в ИОС школы, определить минимальные и максимальные требования по материально-техническому оснащению, разработать программу внедрения и развития проекта использования ЭУ в масштабах всей школы.

Использование ЭУ учащимися школы: использование ЭУ в образовательном процессе позволяет выстроить для каждого ученика индивидуальную траекторию развития, позволяющую осваивать учебный материал с той скоростью и в том объеме, который позволяет сделать образовательный процесс максимально эффективным. И здесь необходимо обращать внимание на уровень доступности представленного материала, навыки работы с электронным контентом, возможности выполнения интерактивных заданий. Все это возможно определить и при необходимости скорректировать в процессе сопровождения проекта внедрения ЭУ.

Итак, при организации сопровождения внедрения ЭУ в образовательный процесс школы необходимо выделить следующие ключевые этапы:

 Анкетирование как на старте проекта внедрения, так и в процессе, а также по результатам реализации проекта. Анкетирование необходимо проводить среди педагогов, на старте для оценки уровня готовности учителей к использованию ЭУ на своих уроках, а также по ходу проекта для определения необходимого и достаточно объема предлагаемых заданий, доступностью и удобства использования ЭУ, выявления дальнейших перспектив использования ЭУ в образовательном процессе школы. Анкетирование среди учащихся должно демонстрировать, на сколько удобны в использовании ЭУ, оценивать их влияние на уровень и качество освоения изучаемого материала. Анкетирование администрации школы позволит оценить готовность инфраструктуры школы, кадрового и материального потенциала необходимого для внедрения ЭУ на старте проекта, а также эффективность комплексного использования ЭУ в образовательном учреждении по итогам проекта.

Организация и проведение дистанционных тренингов, мастерских для различных категорий участников проекта внедрения ЭУ. После определения уровня готовности педагогических кадров образовательного учреждения к внедрению использования ЭУ в информационно-образовательную среду школы формируется перечень курсов, рекомендованных к изучению различными категориями участников проекта: техническим специалистам, библиотечным работникам, педагогам. Данный перечень может корректироваться, изменяться, дополняться по ходу реализации проекта в соответствии с потребностями и заказами пилотной команды школы.

 Для возможности обмена опытом среди школ, внедряющих ЭУ в образовательный процесс, повышения качества и эффективности уроков, проводимых с использованием ЭУ, возможно проведение сетевых конкурсов различного уровня (региональных, всероссийских). В рамках конкурсов могут представляться конспекты уроков, интересные приемы использования ЭУ на различных предметных уроках, секреты, повышающие качество обучения и мотивацию учащихся при работе с ЭУ.
При условии внедрения проекта использования ЭУ в нескольких школах региона возможно формирование команды региональных координаторов, которые смогут оказывать своевременную методическую помощь и поддержку всем участникам проекта.

На протяжении всей реализации проекта внедрения использования ЭУ необходимо организовать формирование базы лучших практик, в которую будут помещаться наиболее интересные и удачные примеры использования ЭУ в образовательном процессе школы.

Злогом успешного внедрения проекта электронных учебников в школе является объединение усилий всех участников образовательного процесса, четкое соблюдение этапов подготовки и реализации проекта и непрерывное профессиональное развитие всех участников образовательного процесса  совместно со структурами повышения квалификации региона и компаниями-партнерами. Только при условии комплексного взаимодействия всех участников проекта может быть достигнут максимально успешный результат.

3. Используемые источники:

  •     Образовательная Галактика Intel®
  •     Программа Intel® “Обучение для будущего”
  •     Программа “Учимся с Intel®”
  •     Федеральная система дистрибуции электронных учебников “Азбука”
  •     «Апробация электронных учебников в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации», ФИРО
  •     «Рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств», ФИРО
  •     Электронный учебно-методический комплекс “Школа Бином”
  •     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 5 сентября 2013 г. N 1047 г. Москва "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"

4. Авторы

Марина Александровна Ливенец, старший научный сотрудник ФИРО, эксперт образовательных инициатив Intel

Наталья Вячеславовна Кудимова, старший преподаватель кафедры информационных технологий Нижегородского института развития образования, учитель информатики МБОУ “Средняя общеобразовательная школа № 14 с углубленным изучением отдельных предметов” г. Балахна, Нижегородская область

Галина Викторовна Утюпина, начальник учебно-методического отдела ГБОУ ДПО НСО Областной центр информационных технологий г. Новосибирска, эксперт образовательных инициатив Intel

https://sites.google.com/site/vnedrenieelektronnyhucebnikov/